Тигр Тома Трейси (tiger_tom_tracy) wrote,
Тигр Тома Трейси
tiger_tom_tracy

Category:

«Токсины». История отравлений

6 февраля 2021 Краснодарский независимый театр «Один театр» представил премьеру драмы «Токсины» по пьесе Кшиштофа Бизё в постановке Артёма Акатова.
Токсичные отношения, травмирующий опыт и разрушительные эмоции, в некоторых эпизодах щедро приправленные алкоголем и наркотиками, – если коротко, то вот она, вся суть. Но коротко – это не интересно, за коротким резюме – не ко мне, а потому давайте попробуем разобраться с историей отравлений в Одном театре.


Драма в одном действии и пяти эпизодах представляет собой, как гласит аннотация, «пять сюжетно не связанных зарисовок» о том, что нас отравляет. За два часа зрителям плеснут отравы покажут истории «Об убийстве», «О подкупе», «О любви», «Об одиночестве» и «Финальный эпизод», вполне годящийся для того, чтобы подвести черту практически под каждой предшествующей ему зарисовкой.


«Токсины» – это настоящий «долгострой» Одного театра, ведь эскиз по этой пьесе Артём Акатов представил ещё в 2017 году в рамках лаборатории польской драматургии. Неудивительно, что за время пути набросок сумел изрядно подрасти и сменить кожу, превратившись из жесткого, энергичного и утрированно-гротескного в мрачный, тяжёлый и приглашающий к размышлению.


«Токсины» за четыре года сильно повзрослели, в них больше нет места иронии (не зря перед началом спектакля режиссёр заметил: «Если возникнет желание смеяться, это будет странно») и игре с жанрами (в эскизе мы видели и триллер, и чёрную комедию, и социальную драму), разве что эпизод «О любви» стилизован под выступление стендапера, но это единственное, на мой взгляд, исключение. Акатов отказался от идеи развлекать зрителя заворачиванием довольно жутких историй в развесёлые фантики и попробовал проанализировать, что же происходит внутри организма, подвергшегося воздействию токсина.



Сценография (художник – засл. арт. Кубани Арсений Фогелев) под стать замыслу: белые кафельные стены, в одной из них – печная дверца, экраны, на которых будут крупным планом транслироваться особенно важные для сюжета вещи и люди, пара грубо сколоченных столов у противоположных стен, табуретка на авансцене, торчащий из стены кронштейн с микрофоном… Если бы не он, помещение вполне сошло бы за какую-то подпольную лабораторию по разработке биологического яда.  А высохшее дерево с отделенными от ствола и зависшими в воздухе ветвями, являющееся центром композиции, вполне могло бы оказаться жертвой первых экспериментов. Однако оно в данном случае – одновременно и символ (отпиленные ветви как травмирующие отношения между героями), и вполне конкретная наглядная модель. Дескать, смотрите, что бывает, если хорошенько протравить даже такой могучий организм! Как отравленное дерево гибнет, сохраняя при этом свою форму, так и герои постановки, внешне оставаясь людьми, превращаются в существ совсем иной природы. Двигается, как человек, говорит, как человек, но яд уже вызвал необратимые изменения – в спектакле это подчеркивается гримом героев: набелённые лица и чёрные потёки вокруг глаз. Кстати, этот грим и мёртвое дерево почему-то упорно ассоциируются у меня с клипом на песню The Nobodies  Мэрилина Мэнсона, да там и текст вполне подходящий к «Токсинам»: Yesterday I was dirty/Wanted to be pretty/I know now that I'm forever dirt… Однако эта композиция в спектакле не звучит, зато поклонников Бориса Гребенщикова в финале ждёт царский подарок. Но вернёмся к сюжету!


Герои каждого эпизода – двое мужчин, Пожилой (Евгений Женихов) и Молодой (Карим Армадов). Это, как опять-таки подсказывает аннотация, каждый раз – разные люди. Впрочем, похожие настолько, что в какой-то момент начинаешь подозревать, что все истории отравлений происходят с одними и теми же людьми, просто в некой мультивселенной. В одной реальности они – отец и сын, в другой – убийца и жертва, в третьей – начальник и подчиненный, и так, без остановки, по пяти направлениям, по пяти кругам, в каждом из которых они вынуждены источать яд или/и захлёбываться им.


Этот, в самой пьесе заложенный, намёк на вариативность и скрытую связь разрозненных событий в спектакле неоднократно подчёркивается кочующими из истории в историю вещами и как бы случайно брошенными репликами. Рыба, разделанная и отправленная в печь в первой новелле, будет подана к столу ближе к финалу, серую кофту, сброшенную героем Евгения Женихова в начале спектакля, потом наденет персонаж Карима Армадова…  А ещё – потрёпанный чемодан и пистолет. И повторяющаяся фраза про пустые глаза, как про отражение внутренней пустоты.

Ну или же истории и люди действительно разные, просто все, подвергшиеся действию токсинов, становятся похожими, несчастными одинаково? Тут уж выбор за зрителем.


Все фото: Алеко Мирзоян

Tags: критика, обзор, один театр, премьера, рецензия, театр
Subscribe

Posts from This Journal “рецензия” Tag

  • Взрослый дневник муми-тролля

    Однажды в Хельсинки жила-была дочка скульптора. Худенькая девочка с лицом эльфа и большим талантом. С ранних лет она рисовала, а еще умела сочинять…

  • «Мне моё солнышко больше не светит» В Одном Театре

    26 марта 2021 года в Краснодарском независимом театре «Один театр» состоялась премьера спектакля «Мне моё солнышко больше не…

  • «Кроличья лапа»

    11 февраля в прокат вышла мелодрама Наны Джорджадзе «Кроличья лапа». Уютная, камерная и очень эстетичная вещица про невозможную…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment