Тигр Тома Трейси (tiger_tom_tracy) wrote,
Тигр Тома Трейси
tiger_tom_tracy

Categories:

V Международный фестиваль современной хореографии. "Евгений Онегин" Бориса Эйфмана

Спектакль Театра балета Бориса Эйфмана "Евгений Онегин", хореографическая версия романа в стихах А.С. Пушкина, стал одним из главных событий V Международного фестиваля современной хореографии в Музыкальном театре КТО "Премьера".

По признанию художественного руководителя фестиваля, главного режиссёра и балетмейстера Музыкального театра Александра Мацко, именно балет Эйфмана когда-то вдохновил его на создание балетов по классическим произведениям русской литературы ("Анна Каренина» и «Мастер и Маргарита»), и выступление этого коллектива на сцене Музыкального театра было его давней мечтой.
Как же выглядит роман в стихах, если из него убрать текст? Можно ли языком танца передать знакомые с детства "Я к Вам пишу..." и "Они сошлись. Волна и камень..."? И наконец, не устарела ли "Энциклопедия русской жизни", способна ли сегодня волновать зрителя эта история?

В балете «Евгений Онегин» Эйфман объединил классику и современность, перенеся героев в смутный 1991 год. Здесь Онегин (Сергей Волобуев) носит красный костюм (не малиновый пиджак), Ленский (Дмитрий Фишер) не расстаётся с гитарой, Генерал (Олег Марков) одет в длинный чёрный плащ и тёмные очки, музыка П.И. Чайковского причудливо сочетается с композициями рок-группы «Автограф», дуэль происходит прямо посреди танцпола, и поэт умирает не от пули, а от банальной заточки.

Все ключевые события романа Пушкина переданы в балете и даже тем, кто читал «Евгения Онегина» по диагонали и через страницу, не составит труда понять, что же, собственно, происходит. А для тех зрителей, которые помнят 90-е, этот балет станет небольшим ностальгическим путешествием в прошлое.

Героев заносит то в ночной клуб, то в кухню к телевизору, в котором мелькают кадры из «Новостей», то в модный салон. На сцене царят девяностые.





И через это шумное, опасное и бесшабашно-свободное время идёт Онегин, которому отчаянно скучно. Высший свет не веселит, в глуши, в деревне, тоже скучно… И даже романтик-поэт (хотя, принимая во внимание гитару, скорее бард) Ленский, который отлично вписывается в реалии 90-х, скоро становится слабым утешением. В балете Онегин показан то вечным страдальцем, непонятым и не находящим своего места в бушующем мире, то самовлюблённым и коварным соблазнителем, от одного взгляда которого теряет голову Татьяна (Любовь Андреева).

Онегин как будто всё время не на своём месте, слишком сложная и противоречивая натура, очень иронично противопоставленная остальному «миру». Слишком «плохой», чтобы быть хорошим и слишком «хороший», чтобы без последствий разрушать чужие жизни. Последнее наиболее ярко показано в эпизоде «Суд совести», в котором «окровавленная тень» Ленского является Онегину. Является не за тем, чтобы напугать, «призрак», как персонификация неспокойной совести, теперь всегда будет рядом с героем, теперь это его тень. Это ещё больше отделяет Онегина от остального мира.

Даже Татьяна, приняв предложение Генерала, быстро привыкает к салонам красоты, модным платьям и из неловкой угловатой провинциалки превращается в светскую львицу, которой вполне уютно и в новом времени, и в новом статусе. И только Онегин так и не адаптируется, более того, он так и не найдёт слов для своего письма Татьяне…

Спасибо Музыкальному театру за приглашение!
Фото: ОТСЮДА

Tags: критика, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments