всегда

"Время первых"

Байопик - благодатнейшая тема для кино. Не нужно ничего придумывать с нуля, ведь есть живая история и реальные события, на основе которых можно творить. Казалось бы, снимай и радуйся, однако, почему-то не каждый раз выходит нечто вроде "Легенды № 17". Возможно, всё дело в старательно раздуваемом пафосе и попытке вылепить из героев бронзовые памятники в натуральную величину.

Все эти приёмы, по идее, должны взывать к патриотическим чувствам кинозрителя, но эффект получается обратным: трудно проникнуться патриотизмом, если этот самый патриотизм насильно впихивают тебе даже не столовой ложкой, а здоровенным половником.
Впрочем, иногда звёзды сходятся на удивление удачно, и вместо бронзы и пафоса мы видим действительно живых героев и по-настоящему хороший фильм.

"Время первых".  Уже в кино.


А как близко к краю прошли создатели фильма: Холодная война, космическая гонка, во что бы то ни стало нужно обогнать Запад и первыми вывести человека в открытый космос, два легендарных космонавта, сумевшие разобраться со всеми нештатными ситуациями и вернуться живыми - вот где простор для возведения бронзовых скульптур и речей во славу Великой Державы... Но обошлось. Как я уже сказала,"Время первых" - хороший фильм, очень искренний и настоящий.

Вот тут, по логике, должно идти "а могло ли быть иначе, если за создание картины взялись...", но не пойдёт, потому что могло. Ещё как могло!

Да, актёрский состав сразу настраивал на "к просмотру обязательно", потому что не способны Евгений Миронов, Константин Хабенский и Владимир Ильин сыграть плохо, даже удовлетворительно не способны, они безусловно хороши всегда и везде, пожалуй, одни из немногих актёров, кто сегодня действительно умеют зацепить и удержать зрителя, да простят мне такую категоричность поклонники всяких Фёдоровых и иже с ними...



А вот к режиссёру такого доверия не было. Дмитрий Киселёв, в числе прочего, успел поработать с "Чёрной молнией" (в соавторстве с Войтинским), "Ёлками", фильмом "Джентельмены, удачи!" и российской адаптацией сериала "Кости" (последние два примера особенно удручают), поэтому и "Время первых" было той ещё интригой.

Тут стоит упомянуть о том, что изначально режиссёром картины был заявлен Сергей Бодров, потом его заменили на Юрия Быкова ("Майор", "Дурак"). Под руководством Быкова было отснято большинство "предполётных" сцен, как уверяют создатели картины, в стиле эпической драмы с конфликтом между Леоновым и Беляевым во главе угла. А потом кресло режиссёра занял Киселёв и от первоначального замысла почти ничего не осталось. Сместились акценты, изменился ритм, в предполётной части появились "крючки", за которые цеплялись некоторые сцены в космосе, добавились столь любимые Киселёвым элементы экшна и... Всё получилось. "Время первых" заставляет иначе взглянуть на Киселёва как режиссёра, и это ещё один несомненный плюс фильма.

Визуальная составляющая фильма радует не меньше: никакого мельтешения (трясущейся камеры а-ля "оператор с похмелья"), никаких ненужных деталей, притянутых просто "а чтоб красивенько", всё очень сдержанно и аккуратно. Не переборщили с космическими сценами, не перегнули с изображением СССР 60-х годов. Воспоминания Леонова о детстве в деревне смотрятся несколько фантазийно, но на то они и детские воспоминания: в них могут быть и травы в поле до небес, и светлячки, и бесконечное звёздное небо. И тут даже довольно традиционный приём - отражение света в глазах ребёнка - не смотрится заезженно и банально, он действительно к месту. И это красиво.



Но самое важное в картине всё-таки её честность.
Как герой Евгения Миронова, космонавт Алексей Леонов, постоянно "разрушает инструкции", так и сам фильм бесконечно ломает пафос, персонажи иронизируют над собой и друг другом, и, кажется, они подчас совершенно лишены пиетета перед правящей верхушкой: "Да что ж у нас всё через *опу-то!" - в сердцах восклицает Миронов, "мы привыкли летать в кандалах" - это уже Владимир Ильин, сыгравший гениального инженера-конструктора Сергея Павловича Королёва... Не за идею здесь "воюют" герои, не Америку они обгоняют, они просто видят звёзды сквозь потолок, а потолка этого не видят вовсе.
Нашлось место и подробностям, которые совсем не добавляют уважения к Великой Державе: запуск, по факту, не готового корабля, амбиции главы государства и готовность пожертвовать героями, только бы они "не приземлились где-нибудь за границей".

В фильме нет супергероев, покоривших космос, нет живых памятников, есть только люди. Со слабостями, с мечтами, моментами неуверенности в себе, страхами, отчаянием, желанием преодолеть себя и бесконечной надеждой вернуться. А ещё с отличным чувством юмора. И это главное.

Финал реальной истории экипажа "Восход-2" хорошо известен каждому, но за просмотром "Времени первых" то и дело забываешь, что всё должно закончиться триумфальным возвращением космонавтов. Создателям фильма удалось не просто поймать нужную атмосферу постоянного напряжения и натянутых до предела нервов, но и удерживать её все два часа двадцать минут экранного времени.

Про "Время первых" очень точно заметили: проблема у картины одна, нетипичная для нашего кино, - она хорошая, и не понятно, что теперь с этим делать. А по-моему, всё предельно ясно: нужно просто равняться на первых.



Спасибо сети кинотеатров "Монитор" за возможность увидеть "Время первых" в рамках пресс-показа в кинотеатре МОНИТОР СИТИ.

Posts from This Journal by “кино” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Единственное, что слегка напрягает, Каманин получился какой то очень уж кровожадный. Не лётчик, а нквдшник ;)
Я думал это будет техник, забывший вытащить чеку. А по идее нужен был какой нибудь особист, выискивающий крамолу в отряде космонавтов. Но это была бы совсем уж развесистая клюква ;)

Но за Каманина обидно. Спасение челюскинцев достойно хорошей экранизации.
Теперь есть надежда, что это может быть сделано хорошо ;)
Вот раскроется к старости Федоров и будет тебе стыдно!)))
Отличный обзор!